Правописание рощ ращ

/ Страховое право / Правописание рощ ращ

В. водор. сли

Г. р. стовщик

1) А, Г 2) Б, В, Г 3) Б, В 4) А, Б, В

16. Подведение итогов урока.

17. Домашнее задание: составьте обращение к первоклассникам о бережном отношении к природе.

Дидактический материал к уроку

«Правописание корней — РАСТ -, — РАЩ-, — РОС-».

Загадки

Р..стёт вниз головой, 2. В землю Тит зашёл,

Не летом р..стёт, а зимой. Синю шапку нашёл.

Чуть солнце её припечёт, Из земли выр..стал —

Заплачет она и умрёт. Весь мир одевал.

3. Девица красна в землю вр..сла.

4 . И зелен, и густ – на грядке выр..с куст. Начали щипать – стали

плакать и рыдать.

5. Рос Демид, выр..с, на белый свет вылез, сквозь землю прошёл,

красну шапку нашёл.

6. В летнюю пору р..стут золотые горы.

7 .

Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.] – 35-е изд. – М.: Просвещение, 2008.)

Ход урока

№ слайда

Этапы урока

Слайд 1

1. Организационный момент 2. Запись темы урока, постановка целей

3. Актуализация знаний. Фронтальный опрос — Что такое чередование? — Приведите примеры с чередованием звуков в приставках, корнях, суффиксах — Расскажите о правописании чередующихся гласных в корне –лаг-// — лож-

Слайд 2

Проверочная работа Вставь пропущенные буквы предл…гать ничью прил…жение к журналу популярное изл…жение пол…жение дел пол…гаться на коллектив разл…жить растения изл…гать программу ул…житься в секунды отл…жить визит возл…жить ответственность распол…гать данными прил…гать усилия

Слайд 3

4.
Объяснение нового материала 4.1. Наблюдения по таблице, формулирование вывода

Слайд 4

4.2.

Важно

На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и — перед ст при последующем ударном а , напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть ; е — в остальных случаях, напр.

: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́.

Под ударением — е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

вис — вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́ ) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т.

п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть : повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть ); буква е — в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить ).

лип — леп .

Правописание рощ ращ

Упражнение 212 самостоятельно

В каких наречиях вы написали букву о после шипящих? По какому правилу?

Что нужно запомнить о наречии ещё ?

Какое правило мы изучили на сегодняшнем уроке?

Сформулируйте общее правило правописания существительных, прилагательных, наречий.

VI.Проверочная работа.

На доске слова (можно на интерактивной).

О или е?

1. больш…й

2. пейзаж…м

3. похож…

4. манящ…

5. хорош…

6. сердц…м

7. свеж…

8. ещ…

9. роднич…к

10. свеч..й

11. общ…

12. о лучш…м

13. зайч…нок

14.

Правописание роз раз

Свежая трава, тополь под окном, стая галок, вьющихся у телеантенн над крышами домов, — это фон или часть нашей жизни? Внимание к прилетевшим пернатым, к цветущему лугу, к росткам посаженной рощицы2 , к растущим вдоль озера камышам – источник2 интереса и любви к ним, залог взаимной радости природы и человека.

Определите тему текста. Озаглавьте. В течение урока мы будем обращаться к нему.

3. А сейчас, пользуясь перфокартами, выпишите из текста слова с безударными гласными, распределив их в 3 колонки

Непроверяемые

безударные

Проверяемые

безударные

Чередующиеся гласные

(Проверка)

4.Итак, обратимся к словам с чередующимися гласными О-А.

Правописание приставок раз роз рас рос рас раз

Но про­ве­рять их уда­ре­ни­ем, как чаще все­го и посту­па­ют с без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, не сле­ду­ет, так как глас­ные а//о явля­ют­ся чере­ду­ю­щи­ми­ся.

Эти чере­ду­ю­щи­е­ся кор­ни воз­ник­ли исто­ри­че­ски в резуль­та­те вли­я­ния ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка:

корень рос- явля­ет­ся искон­но рус­ским, а корень раст-/ращ- — ста­ро­сла­вян­ским.

В напи­са­нии слов с эти­ми кор­ня­ми вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом:

Написание слов с корнем раст-/ращ-

Значит, для выбо­ра бук­вы «а» или «о» в рас­смат­ри­ва­е­мых кор­нях нуж­но толь­ко вни­ма­тель­но посмот­реть на сло­во и заме­тить нали­чие в нем ука­зан­но­го соче­та­ния соглас­ных «ст» и «щ», напри­мер:

  • вы́расту — вы́ращенный;
  • росли́ — вы́росли.

Правописание приставок рас рос раз роз

(Проверка)

Почему книгу исчезающих растений и животных назвали Красной? Что общего у Красной книги и светофора?

(Красный свет светофора означает опасность для жизни. Убийство природы опасно для жизни человечества).

10. Отгадайте, о каких цветах идёт речь в следующих загадках.

А) Природой бережно спелёнутый,

Завернутый в зелёный лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист… (Ландыш)

-Как вы догадались, что загадка о ландыше? (Спелёнутым может быть ребёнок, завёрнутый в листик ландыш на тонкой ножке напоминает спелёнутого ребёнка.)

-Какое изобразительно-выразительное средство языка помогло отгадать загадку? (Метафора)

Что это такое?

Б) Цветок – петушок растёт на опушке,

Хохлатый подбородок, хохлатая макушка.

Правописание приставок раз роз

3) р. сток, зар. сли

4) подр. стая, выр. сти

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква –А-?

А. подр. стал

Б. подр. сший

В. отр. сль

Г. разр. стается

1) А, В, Г 2) А, Б, Г 3) А, В 4) Б, Г

2 вариант

1. Какую букву нужно вставить? Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в), или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

зар..сли о а а о

р..сток о а а о

Р..стов о а а о

р..стительность о а о а

2.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква – А-?

1) возр. ст, зар. сли

2) отр. слевой, ср. щение

3) подр. стал, Р. стислав

4) ср. слись, выр. сший

3.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква –О-?

А. р. стить

Б. выр.

Правописание приставок раз рас роз рос

Люблю май и терпеливо жду его в январскую стужу, в февральские метели, в апрельское половодье. Но май всегда приходит неожиданно. Звонко зажурчат ручьи, буйно зацветет сирень в моем саду. Май весь в цвету!

Задания учащимся:

Прочитайте текст.

Изменилось ваше настроение? Почему?

Назовите наречия, которые встречаются в тексте.

По каким признакам вы определили, что это наречия?

2.
Лингвистическая игра «Четвертое лишнее» (на интерактивной доске). Способ действия: вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму, найди лишнее слово, расскажи правило.

· Солнц…м, встреч…й, ландыш…м, луч…м.

· Свинц…вый, ландыш…вый, парч…вое, камыш…вые.

Сформулируйте общее правило.

Таким образом, мы определили основные условия выбора этой орфограммы: часть речи , морфема, ударение.

III.

Правописание приставок роз раз

Справка: нар..стание, взр..щённый, выр..сший, недор..сль, пор..сль.

Учитель. Прочитайте цепочки слов. Сформулируйте к ним задание. (Надо продолжить цепочки слов, используя слова из справки)

Учитель. Назовите признаки, в соответствии с которыми надо продолжить цепочки слов. (Эти цепочки слов надо продолжить, учитывая, какая гласная пишется в корне)

Учитель. Какое слово можно включить в первую цепочку? Запишите это слово. Объясните постановку буквы А в корне слова.

Учащиеся выполняют задание и вместе с учителем проверяют его.
Аналогичным образом они работают с остальными цепочками слов.

4. Выборочный диктант.

1) Играйте же, дети, растите на воле. (Н.Некрасов) 2) Три гордые пальмы высоко росли. (М.Лермонтов) 3) Заросли кустарника образовали непроходимую чащу. 4) Рис растёт на болотистых местах.

Правописание приставок роз рос раз рас 5 класс урок

Для корней с фонемой -а- словом-производителем будет являться глагол “расти”: возраст, растение.

Исключения

Однако не всё так просто с корнями -раст-, -ращ-, -рос-: правило затрагивает не все слова с безударной орфограммой в корне, поскольку существуют исключения. Они не очень сложны для запоминания, если разобраться в них более детально. Ростов и Ростислав относятся к категории имен собственных, которые не подчиняются общим законам для имен нарицательных.

Ещё исключения на -рост-, которые можно объяснить логически и через взаимосвязь со словом “рост”: ростовщик (тот, кто дает деньги под процент, то есть «в рост»), на вырост (то есть на будущий больший рост) и росток (молодое растение, которое только начало рост).

Стоит помнить при заучивании не только правописание -раст-, -ращ-, -рос-: правило подходит с формальной стороны.

Приставки раз и роз правописание

Определение цели урока.

Как вы думаете, почему для игры использовались слова именно с этими орфограммами?

Какую тему мы должны изучить на уроке?

Какая проблема стоит теперь перед нами?

IV.Изучение новой темы.

1.Начнем с наблюдения. Но доске примеры:

ГОРЯЧ…

ПЕВУЧ…

Вопросы и задания учащимся:

К каким частям речи относятся слова?

В каких морфемах пропущены буквы?

Какие гласные нужно написать на конце наречий?

После каких согласных пишутся гласные о и е?

Сформулируйте правило.

2. Чтение правила по учебнику.

Что показалось знакомым?

Что нового появилось в правиле правописания наречий?

3.
Вывешивается таблица.

Расскажите правило по таблице.

V.Тренировочные упражнения.

1.

Источник: http://dogovor-ok.ru/pravopisanie-roshh-rashh

Правописание рощ ращ

Правописание рощ ращ

Каждому из присутствующих на уроке мы дарим её, как напоминание, подсказку.

РАСТ //РАЩ – РОС

6. Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали выступление и вспомнили ли вы, когда в корнях пишется –А-, а когда –О-. Перед вами кроссворд. Вставьте в слова кроссворда недостающие буквы

Запишите эти слова в тетрадь . (Работа учащихся. Проверка)

Предложите вариант названия кроссворда.

7. Объясните значение слова РОСТОВЩИК, составив предложение по схеме.

8.

Правописание рас рос

Точно так­же сде­ла­ем выбор бук­вы «а» в напи­са­нии слов:

  • позарастали тро­пин­ки;
  • прорастить вовре­мя;
  • подрастить дочь;
  • цве­ты разрастались;
  • возрастной актер;
  • нарастающий гул;
  • проращенное семя;
  • выращенный уро­жай;
  • наращение.

Без дождя и тра­ва не рас­тёт (посло­ви­ца).

Вырастала ёлка в лесу на горе, у неё игол­ки зимой в сереб­ре.

Целый день сосуль­ки тают, хоть и тают — под­рас­та­ют, ста­ли чуть ли не до зем­ли.

Под ударением — и и е , напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д ; в формах глагола се́сть и приставочных — также а (на письме я ): ся́ду, ся́дь, прися́дут .

Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36 .

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т.
п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть ).

Чередования-то произошли давно, очень давно. А слова писать нужно сейчас, и писать без ошибок. Как же разобраться в правилах? Мы постепенно в наших мини-уроках познакомимся со всеми такими «чередующимися» корнями и с условиями выбора в них букв при письме. А сегодня предлАгаю (но предложить) поговорить о правописании корней раст-, ращ- рос-.

Как правильно писать: рАстить или рОстить, подрОсли или подрАсли, вырАщенный или вырОщенный.

Своё объяснение, пожалуй, начну так: 1) запомните: для корней с чередованием нельзя подбирать проверочное слово и нельзя проверять в них безударный гласный (нельзя проверять , например, слово вырасти словом рос) 2) очень внимательно посмотрите на корни, о которых мы сегодня говорим, и скажите: когда в них пишется буква А, а когда — буква О?

РАСТ-, РАЩ-, РОС-.

Правильно: перед СТ и Щ пишется А; если нет СТ и Щ, пишется О.

Смотрите еще:

  • Как написать жалобу на восточный экспресс банк Горячая линия банка Восточный Экспресс Горячая линия Восточного Экспресс банка — это справочно-информационная служба с элементами самостоятельного дистанционного обслуживания.

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Правописание рощ ращ

В русском языке выделяются слова с чередованием гласных букв в корне:

Лаг / лож: полагаться – положиться

Кас / кос: касаться – коснуться

Раст (ращ) / рос: расти – вырос

Гар / гор: загар – загореть

Зар / зор: заря – зорька

Бер / бир: выберу – выбираешь

Дер / дир: выдернуть – выдирать

Мер / мир: умер – вымирающий

Пер / пир: запер – запирать

Тер / тир: протер – протирать

Жег / жиг: выжег – выжигал

Чет / чит: вычет – вычитал

Блест / блист: блестела – блистал

Стел / стил: постелил – застилать

  • Чередование гласного звука с нулем звука (если в корне стоит беглая гласная):

О / O: молоко – млечный

Е / O: ветер – ветряной

Правила выбора гласной в корнях с чередованием гласных

Выбор буквы в корнях с чередованием гласных осуществляется не по проверочному слову, а различным по правилам:

– Лаг / лож буква А пишется перед г, буква О – перед ж.

– Кас / кос буква А пишется, если после корня идет суффикс а.

– Раст (ращ) / рос буква А пишется перед ст, щ, буква О – перед с. Исключения: росток, отрасль.

– Гар / гор буква А пишется под ударением, буква О – в безударном положении.

– Зар / зор буква А пишется в безударном положении, буква О – под ударением.

– Е / И во всех корнях с чередованием (бер/ бир, дер/ дир, блест/блист и другие) буква И пишется, если после корня идет суффикс а, буква Е – если этого суффикса нет.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания – ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И – Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание “не” с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

3 класс

Упражнение 207, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 38, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 73, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 131, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 171, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 186, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 254, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 17, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 55, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 105, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

Упражнение 41, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 221, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 251, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 106, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 447, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 448, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 466, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 476, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 560, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 642, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

6 класс

Упражнение 174, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 180, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 258, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 281, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 298, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 488, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 509, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 600, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 33, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 61, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 160, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 227, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 237, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 296, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 328, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 329, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 334, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 346, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 358, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 362, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 12, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 174, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 181, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 192, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 223, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 252, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 254, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 277, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 330, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 362, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

© budu5.com, 2019

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/29

Адвокат Анисимов
Добавить комментарий