Обязанности бортового техника вертолета фап иао

Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России (НТЭРАТ ГА-93) (с Изменением), от 20 июня 1994 года

Обязанности бортового техника вертолета фап иао

НТЭРАТ ГА-93

Дата введения 1995-01-01

“Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации (НТЭРАТ ГА-93) подготовлен рабочей группой специалистов авиапредприятий, ГосНИИГА и ДВТ МТ РФ.

ВНЕСЕНО Изменение, приведенное в письме Департамента воздушного транспорта Минтранса России от 29.01.

1996 N 290921/0922 (с изменениями, внесенными письмом Департамента воздушного транспорта Минтранса России от 31 января 1996 года N 311251/1252)

Изменение внесено изготовителем базы данных

АЗСАвтомат защиты сети
АиРЭОАвиационное и радиоэлектронное оборудование
АНОАэронавигационные огни
ATАвиационная техника
АТБАвиационно-техническая база
АТПАвиационно-техническая подготовка
БПРМЛБазовая поверочно-ремонтная метрологическая лаборатория
ВОФВозвратно-обменный фонд
ВППВзлетно-посадочная полоса
ВСВоздушное судно
ГосгортехнадзорГосударственный комитет по безопасному ведению работ в промышленности и горному надзору
ГосНИИ ГАГосударственный научно-исследовательский институт гражданской авиации
ГосстандартГосударственный комитет по стандартам
ГОУВТГосударственный орган управления воздушным транспортом – (ДВТ МТ России)
ГСМГорюче-смазочные материалы
ДВТДепартамент воздушного транспорта
ИАСИнженерно-авиационная служба
ИТПИнженерно-технический персонал
КПАКонтрольно-поверочная аппаратура
ЛАиДЛетательный аппарат и двигатели
МВЛМестные воздушные линии
МЗМаслозаправщик
МСМесто стоянки
МТМинистерство транспорта России
НППНаставление по производству полетов
НТПНормы технических параметров
ОКБОпытно-конструкторское бюро
ОМТСОтдел материально-технического снабжения
ОРДОрганизационно-распорядительная документация
ОТКОтдел технического контроля
ОТЭРАТОтдел технической эксплуатации и ремонта авиационной техники
ПАНХПрименение авиации в народном хозяйстве
ПДОПроизводственно-диспетчерский отдел
ПДСППроизводственно-диспетчерская служба авиапредприятия
РДРулежная дорожка
РЛЭРуководство по летной эксплуатации
РОРегламент технического обслуживания
РЭРуководство по технической эксплуатации
СИСредства измерений
СНОСредства наземного обслуживания
СПУСамолетное переговорное устройство
ТЗТопливозаправщик
ТЭТехническая эксплуатация
ТКБТехнолого-конструкторское бюро
ТЭРДТиповая эксплуатационная и ремонтная документация
ЦЗСЦентрализованная заправочная система
ЭВМЭлектронно-вычислительная машина
ЭДЭксплуатационная документация
ЭРДЭксплуатационная и ремонтная документация

1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.1.

Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации (НТЭРАТ ГА) является официальным документом государственного органа управления воздушным транспортом (ГОУВТ), определяющим нормативные основы деятельности в области технической эксплуатации (ТЭ), технического обслуживания и ремонта (ТОиР) авиационной техники (AT), используемой в гражданских структурах транспорта, состоящих под юрисдикцией государства, полномочным органом которого НТЭРАТ ГА вводится в действие.

НТЭРАТ ГА входит в комплекс организационно-распорядительной документации (ОРД), устанавливающей организационные, нормативные, технические и иные правила эксплуатации AT, ее ТОиР, именуемый эксплуатационной (ремонтной) документацией (ЭД) или (ЭРД).

Действие НТЭРАТ ГА не распространяется на вопросы, регулируемые законодательными актами и нормативными документами, юридический статус которых выше уровня НТЭРАТ ГА.

Указанные в НТЭРАТ ГА правила реализуются при отработке типовой эксплуатационной и ремонтной документации (ТЭРД) для конкретных объектов, а эксплуатант (в НТЭРАТ ГА это – эксплуатационные и ремонтные авиапредприятия) обеспечивает ТЭ авиационной техники, производство технического обслуживания (ТО) и ремонта AT – исходя из необходимости их исполнения.

Режимы и технология производства работ ТОиР, нормы отбраковки, параметры состояния, функционирования и работоспособности AT, номенклатуры и качества применяемых средств, материалов и продуктов, правила и меры безопасности – задаются соответствующей ТЭРД воздушных судов (ВС) и изделий авиационной техники.

При расхождении положений НТЭРАТ ГА с директивами ТЭРД для конкретных объектов – формулировки ТЭРД приоритетны в части, регламентирующей технологические параметры операций ТЭ объектов AT, их ТОиР, состояние AT и ее функционирование.

Требования НТЭРАТ ГА, другой соответствующей ОРД по вопросам ТЭ – обязательны для всех структур ГА, определяемых Воздушным кодексом, их должностных лиц и работников, выполняющих и обеспечивающих ТЭ авиационной техники, ее ТО и ремонт.

Должностные лица и работники, осуществляющие и обеспечивающие ТЭ авиационной техники, ее ТОиР, обязаны знать требования НТЭРАТ ГА в объеме своих служебных обязанностей и несут установленную законодательством ответственность за их выполнение.

Изменения НТЭРАТ ГА и трактовку его положений осуществляет ГОУВТ (либо его правопреемник) по представлению головного исполнителя, назначаемого ГОУВТ.

Издание от имени ГОУВТ документов, содержащих несоответствия формулировкам НТЭРАТ ГА, должно сопровождаться введением в действие новой редакции соответствующих положений НТЭРАТ ГА.

При издании документов, конкретизирующих и детализирующих положения НТЭРАТ ГА, должна производиться ссылка на соответствующие разделы и пункты НТЭРАТ ГА.

1.1.2. К авиационной технике относят ВС (самолеты, вертолеты), их оборудование, комплектующие изделия (системы и агрегаты), двигатели, тренажеры, средства наземного обслуживания воздушных судов.

1.1.3. Техническая эксплуатация AT представляет собой состояния и процессы:

– функционирования AT;

– подготовки ВС к полетам;

– контроля и восстановления свойств AT.

Осуществляемую в наземных условиях часть указанных процессов и состояний составляют мероприятия, определяемые как техническое обслуживание и ремонт авиационной техники.

Применяемый в НТЭРАТ ГА термин “общие виды работ, выполняемых на ВС” обобщенно определяет группу мероприятий по подготовке ВС к полетам, осуществляемую в той или иной мере на всех типах ВС с использованием существенно близких правил и технологий.

1.1.4. К техническому обслуживанию AT относится комплекс выполняемых на ней работ (операций), имеющих целью подготовку ВС к полетам, поддержание исправности, работоспособности и правильности функционирования AT при использовании ее по назначению, при хранении и транспортировании. Формы и виды ТО, их содержание и регламентация определяются ЭД для конкретного типа авиационной техники.

1.1.5. Ремонт AT является одним из состояний технической эксплуатации авиационной техники. Понятие “ремонт” означает комплекс операций по восстановлению ресурса изделий, их работоспособности и исправности.

Ремонт AT (как цикл ее ТЭ) может планироваться заранее – плановый ремонт (регламентированный) или выполняться в неплановом порядке – внеплановый ремонт (ремонт поврежденной и аварийной AT).

Виды и содержание ремонта определяются ремонтной документацией для конкретного типа авиационной техники.

1.1.6. Система технической эксплуатации (СТЭ) представляет собой упорядоченную совокупность норм и правил ТЭ, в сочетании с организационными, производственными и функциональными структурами, комплексом мер и решений, обеспечивающими их выполнение.

Составной частью СТЭ конкретной AT являются предусмотренные для данного типа авиационной техники:

– наземные сооружения, ангары, производственные здания;

– техническое оборудование, средства наземного обслуживания;

– материальные ресурсы, имущество.

Основная цель системы ТЭ:

– обеспечение и выполнение задаваемых ЭД требований, технических условий и гарантий безопасного использования AT по назначению;

– сохранение летно-технических характеристик ВС на протяжении установленных ресурсов и сроков службы, в пределах, задаваемых нормативными документами.

1.1.7. Техническую эксплуатацию AT осуществляют специалисты, прошедшие подготовку по конкретному типу AT и получившие допуск к работе на ней. Специалисты при эксплуатации AT руководствуются ЭД, введенной в действие в установленном порядке.

1.1.8.

Использование ВС для не запрещенных законодательством целей, техническую эксплуатацию и ремонт AT осуществляют субъекты хозяйствования (юридические и частные лица), получившие разрешение на данные виды деятельности от полномочного государственного органа (в виде документа установленной формы).

В последующем тексте в качестве смыслового аналога понятия “субъект хозяйствования” будет употребляться термин “авиапредприятие”, при этом любая персонификация данного термина означает ссылку на полномочия первого лица – руководителя авиапредприятия.

1.1.9.

Научно-техническое и методическое сопровождение ТЭ и ремонта AT осуществляют научно-исследовательские структуры воздушного транспорта (ВТ) и разработчиков AT, в порядке и на основаниях, определяемых законодательством. Решениями органов государственного управления указанным структурам могут придаваться дополнительные полномочия (статус ведущей или головной организации, органа официальных экспертиз и др.).

1.1.10. Общее управление ТЭ авиационной техники осуществляет руководитель с соответствующими полномочиями, выбор которого относится к компетенции субъекта хозяйствования.

Указанный руководитель несет ответственность за деятельность подчиненных ему структур, в состав которых в типовом случае входят службы и подразделения, организующие, осуществляющие и обеспечивающие эксплуатацию авиационной техники.

Используемый в НТЭРАТ ГА термин “типовой случай” означает обязательную к руководству формулировку пункта НТЭРАТ ГА, если иное не устанавливается документом субъекта хозяйствования.

1.1.11. Деятельность структур, осуществляющих ТЭ и ремонт AT, организуется на основе законодательно установленного правового статуса предприятия и в соответствии с требованиями ТЭРД и НТЭРАТ ГА, других нормативных документов ГОУВТ по вопросам ТЭ и ремонта авиационной техники.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/464653859

Обязанности бортового техника вертолета фап иао

Обязанности бортового техника вертолета фап иао

За кондиционность хранителей информации (аэрофотопленок, магнитных лент, теплочувствительной бумаги и т.п.

), их получение, зарядку и разрядку кассет (пеналов), фотокамер, блоков регистрации систем воздушной разведки, АВ, АО и РЭО, за правильность и качество обработки хранителей информации отвечают специалисты службы обработки данных воздушной разведки (аэрофотослужбы), группы контрольно-записыва­ющей аппаратуры и обработки информации.

257. Установку и снятие кассет (пеналов) блоков регистрации систем воздушной разведки, АВ, АО и РЭО, а также проверку работоспособности этих блоков проводит личный состав технических расчетов (групп обслуживания).

258.

ВС могут выполняться:

периодические работы в соответствии с РО;

целевые осмотры и проверки;

подготовка АСП и съемных агрегатов вооружения;

замена агрегатов, выработавших ресурс (срок службы);

работы по содержанию в исправном состоянии инструмента и закрепленных за подразделением (ВС) средств наземного обслуживания специального применения (СНО СП) и средств контроля;

перекрестные осмотры ВС для проведения посменных полетов;

устранение неисправностей;

работы по уходу за АСП первого боекомплекта и съемными агрегатами вооружения;

контрольные осмотры АТ руководящим ИТС;

работы по уходу за специальными автомобилями подразделения, защитными укрытиями и сооружениями;

тренажи с летным составом и ИТС;

оформление ЭД;

другие работы на АТ;

контроль готовности АТ и ИТС к полетам.

128.

В отсутствие летного экипажа запуск и опробование только одного двигателя может производить старший бортовой техник при условии соответствующей выучки лиц технического экипажа.

Запуск и опробование двигателей проводятся на стоянках ВС или на специально оборудованных площадках.

272. Проверку работы двигателей на максимальном и форсажных режимах лицам ИТС разрешается проводить только на площадках, оборудованных креплениями, предусмотренными РЭ ВС данного типа.

При проведении работ, связанных с запуском и опробованием двигателей, личный состав ИАС обязательно должен использовать штатные санитарно-гигиенические средства защиты (шумопоглощающие наушники, антивибрационные пояса и обувь).

273.

При подготовке к полету в условиях обледенения дополнительно проверить:

  • работу стеклоочистителя, для чего кратковременно включит АЗС СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ (работа щетки стеклоочистителя по сухому стеклу разрешается не более 10 двойных ходов);
  • обогрев ПВД, для чего кратковременно включить АЗС ОБОГРЕВ ПВД и нажать кнопку контроля исправности обогрева ПВД. При исправном обогреве должно засветиться табло ОБОГРЕВ ПВД ИСПРАВЕН. На ощупь (проявляя при этом осторожность во избежание ожога) убедиться в исправности обогрева. На вертолетах до № 1401, где нет кнопки контроля обогрева ПВД, исправность обогрева проверяется только на ощупь;
  • работу электромагнитных кранов обогрева двигателей, для чего включить АЗС ПРОТИВООБЛЕДЕНИТ. ОБЩИЙ, затем при постановке выключателя ОБОГРЕВ ДВИГАТ. в положение ВКЛЮЧЕНО прослушать срабатывание кранов.

Ответственность за организацию содержания первого боекомплекта возлагается на командира авиационной части (в АвБ ПЛВ и РТБ – на начальника АвБ ПЛВ, РТБ), остальных боекомплектов – на командира атч.

За обеспечение условий содержания первого боекомплекта, находящегося на хранении в зонах рассредоточения ВС и на борту ВС, отвечают командиры ато.

281. Контроль технического состояния первого боекомплекта осуществляют инженеры ато и части по АВ в процессе осмотров согласно действующим нормативным документам.

Проверка комплектности и технического состояния первого боекомплекта должностными лицами производится в соответствии с действующими приказами главнокомандующих видами (командующих родами войск) Вооруженных Сил и руководителей федеральных органов исполнительной власти.

282.

Электрооборудование

325. Эксплуатация авиационных аккумуляторных батарей осуществляется специалистами ИАС и атч в строгом соответствии с требованиями РО и РЭ на батареи и указаниями начальника вооружения – заместителя главнокомандующего ВВС по вооружению.

326. Бортовые аккумуляторные батареи и съемные контейнеры закрепляются за ВС.

На аккумуляторных батареях и съемных контейнерах должна быть нанесена надпись с указанием бортового номера ВС и принадлежности их к подразделению. При необходимости разрешается устанавливать на ВС запасные аккумуляторные батареи.

О приемке ВС командир экипажа делает запись в журнале подготовки.

Временем подготовки ВС к повторному полету считается непрерывное время с момента выключения двигателя летчиком после полета до готовности к выруливанию ВС для взлета.

Время подготовки ВС к повторному полету состоит из технологического времени подготовки ВС ИТС в соответствии с РО и времени подготовки и проверки летным экипажем систем и оборудования в соответствии с РЛЭ.

Время подготовки к повторному полету устанавливается приказом командующего объединением исходя из общих трудозатрат на выполнение работ инженерно-техническим и летным составом, климатических условий, сил и средств атч.

Послеполетная подготовка

119.

Для этих целей под руководством заместителя командира части по ИАС разрабатывается план перебазирования, который является составным элементом плана перебазирования части и предусматривает выполнение следующих мероприятий: проведение контейнирования и пакетирования средств эксплуатации и ремонта потребных для выполнения всех видов подготовок ВС к полетам и проведения войскового ремонта; отработка перечня обязательных работ, которые необходимо выполнить на АТ до перебазирования; проведение занятий по изучению особенностей подготовки ВС на оперативных аэродромах; участие руководящего ИТС в проведении ИТТТР; участие руководящего ИТС в проведении рекогносцировки оперативных аэродромов, площадок, участков автострад, на которые будет осуществляться посадка ВС; подготовка к сдаче в атч средств эксплуатации и ремонта, а также учебно-тренажной базы, не подлежащих перевозке на оперативные аэродромы.
Для руководства ИТС, контроля работ по подготовке и проверке состояния АТ, а также для организации взаимодействия с частями обеспечения в дни выполнения на ней работ назначается дежурный инженер из числа инженеров части по специальности, а от атч — дежурный по аэродромно-техническому обеспечению. Время для выполнения работ на АТ устанавливается распорядком дня части. В часы, не предусмотренные распорядком дня, работы на отдельных ВС выполняются под руководством инженера ато по специальности или начальника технического расчета (командира экипажа) с разрешения командира части. Объем работ на АТ, устанавливаемый для каждого специалиста на день (смену), должен составлять технологически завершенную операцию (комплекс операций) и обеспечивать выполнение начатой работы до конца.

ВС на регламентные работы в сроки, определенные РО.

Регламентные и другие работы на съемном оборудовании, хранящемся в авиационной и авиационно-технической частях, проводятся специалистами групп регламента и ремонта с привлечением специалистов технических расчетов в установленные ЭД на это оборудование календарные сроки. Для проведения этих работ составляется план-график, который согласовывается с командиром атч и утверждается командиром авиационной части.

Ответственным за доставку из атч в тэч авиационной части имущества в положенные по плану-графику сроки является командир атч, а за полноту и качество выполняемых работ отвечают начальники групп регламента и ремонта по специальности.

Контроль за своевременным выполнением регламентных работ на съемном оборудовании, закрепленном за ато, осуществляют инженеры ато по специальности.

392.

ВС к полету;

  • учет неисправностей АТ и разработку на основе их анализа мероприятий по устранению и предупреждению предпосылок к летным происшествиям;
  • планирование и учет выполнения различных работ на АТ (в том числе по бюллетеням и указаниям);
  • учет рекламационной работы;
  • учет работ и трудозатрат на подготовку АТ к полетам, выполнение регламентных и ремонтных работ;
  • планирование и учет работ по повышению квалификации л/с, его классности и т.п.
  • учет контрольно-измерительной аппаратуры, инструмента, планирование контроля его состояния и др.:

zadocs.ru

Транскрипт

1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕН1 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П. КОРОЛЁВА» Д.В. САЗОНОВ, А.С.

Источник: http://helpjur.ru/obyazannosti-bortovogo-tehnika-vertoleta-fap-iao

ФАП-147, глава 13 – требования к бортинженерам и бортмеханикам

Обязанности бортового техника вертолета фап иао

Приказом Министра транспорта Российской Федерации

№ 147 от 12 сентября 2008 г.

(В редакции Приказов Минтранса России № 162 от 15 июня 2011 г., № 331 от 26 декабря 2011 г.

и № 453 от 27 декабря 2012 г.)

 

Требования к членам экипажей воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полётов (полётным диспетчерам) гражданской авиации

13.1. Обладатель свидетельства бортинженера (бортмеханика) должен:
а) быть старше 18 лет;

    б) пройти подготовку по утвержденной программе и обладать знаниями в следующих областях:
  • правил и положений, касающихся обладателя свидетельства бортинженеру (бортмеханика);
  • основных принципов устройства силовых установок, газотурбинных и/или поршневых двигателей; характеристик топлива, топливных систем, включая регулирование подачи топлива; смазочных материалов и систем смазки; устройства форсажных камер и систем впрыска, назначения и принципов работы систем зажигания и запуска двигателей;
  • принципов работы, правил эксплуатации и ограничения силовых установок воздушных судов; влияния атмосферных условий на характеристики двигателей;
  • планера, органов управления, конструкции, колесных шасси, тормозов и противоюзовых устройств, ресурса по коррозии и усталости материалов; обнаружения повреждений и дефектов конструкции;
  • противообледенительных и водоотталкивающих систем;
  • систем наддува и кондиционирования воздуха, кислородных систем;
  • гидравлических и пневматических систем;
  • основ электротехники, электрических систем постоянного и переменного тока, систем электропроводки воздушных судов, металлизации и экранирования;
  • принципов работы приборного оборудования, компасов, автопилотов, связного радиооборудования, радионавигационных и радиолокационных средств, систем управления полётом, дисплеев и авиационного электронного оборудования;
  • ограничения воздушных судов;
  • систем пожарной сигнализации и противопожарных системы;
  • использования и проверки исправности оборудования и систем соответствующих воздушных судов;
  • влияния загрузки и распределения массы на лётно-технические характеристики и характеристики управляемости воздушного судна; расчетов массы и центровки;
  • использования и практического применения данных о лётно-технических характеристиках, включая правила управления в крейсерском режиме;
  • возможностей человека применительно к бортинженеру (бортмеханику), включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок;
  • принципов технического обслуживания, правил поддержания лётной годности, дефектации, предполётных осмотров, соблюдения мер предосторожности при заправке топливом и применения внешних источников питания; установленного оборудования и систем кабины;
  • порядка действий в нормальных, особых и аварийных условиях;
  • эксплуатационных правил грузовых перевозок и перевозок опасных грузов;
  • основ аэродинамики;
  • правил ведения связи и фразеологии;

в) иметь налёт не менее 100 ч в качестве бортинженера (бортмеханика) на воздушном судне, в который может быть включен налёт на комплексном тренажере, имитирующем реальные условия полёта, под контролем бортинженера (бортмеханика) не более 50 ч.

    В ходе налёта кандидат получает опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях:
  • порядок действий в нормальных условиях:
    • предполётные осмотры;
    • правила заправки топливом, регулирование расходов топлива;
    • проверка документов по техническому обслуживанию;
    • обычные действия в кабине экипажа на всех этапах полёта;
    • координация действий экипажа и порядок действий в случае потери членами экипажа работоспособности;
    • определение дефектов;
  • действия в особых случаях и альтернативные (резервные) процедуры:
    • распознавание отклонений от нормы в функционировании бортовых систем;
    • применение особых и альтернативных (резервных) процедур;
  • порядок действий в аварийной обстановке:
    • распознавание аварийной обстановки;
    • применение соответствующего порядка действий в аварийной обстановке;
    г) продемонстрировать способность выполнять в качестве бортинженера воздушного судна обязанности и правила, указанные в подпункте “в” пункта 13.1 настоящих Правил, а также умение:
  • распознавать и контролировать факторы угрозы и ошибки;
  • использовать бортовые системы с учетом их характеристик и ограничений воздушного судна;
  • принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять наблюдение в полёте;
  • применять знания в области аэронавигации;
  • выполнять все обязанности члена экипажа таким образом, чтобы гарантировать успешные результаты его работы;
  • осуществлять действенное общение с другими членами лётного экипажа;

д) иметь действующее медицинское заключение первого класса.

Бортинженер должен иметь профессиональное высшее образование, а бортмеханик – профессиональное среднее специальное образование.

13.2. Обладатель свидетельства бортинженера (бортмеханика) при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 – 1.

11 настоящих Правил, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может осуществлять функции бортинженера (бортмеханика) на любых типах воздушных судов, на которых обладатель свидетельства продемонстрировал знания и умения, указанные в подпунктах “б” и “в” пункта 13.1 настоящих Правил.

Для проведения практической подготовки кандидатов на получение свидетельства бортинженера (бортмеханика) обладатель свидетельства бортинженера (бортмеханика) должен иметь соответствующую квалификационную отметку.

Источник: http://crown-airforce.narod.ru/fap/fap147_13.html

Адвокат Анисимов
Добавить комментарий