Дополнительными основаниями для увольнения учителя сош является

За что могут уволить учителя в школе. И как защитить свои права

Дополнительными основаниями для увольнения учителя сош является

Нарушение правил проведения ЕГЭ, опоздание, жалобы родителей и детей — всё это может стать причиной увольнения учителя. Причём чаще всего это происходит «по собственному желанию» (на самом деле нет).

Корреспондент «Вестей образования» Ольга Дашковская вместе с юристом Юрием Варламовым и сопредседателем профсоюза «Учитель» Всеволодом Луховицким разобралась, за что увольняли учителей в прошлом учебном году и насколько это было законно.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Немного законов и правил (полезно не только учителям)

Где бы ни работали учителя (в государственных, муниципальных или частных учреждениях), они всегда заключают трудовой договор.

То есть на учителей распространяются общие правила расторжения трудового договора, к которым, например, относятся соглашение сторон, истечение срока договора, расторжение договора по инициативе работника, обстоятельства, не зависящие от сторон, и так далее. Всё это есть в трудовом кодексе.

Отдельно прописаны правила расторжения договора по инициативе работодателя. Причины могут быть разные — от сокращения штата до неисполнения обязанностей.

Кроме того, в трудовом кодексе есть условия увольнения именно педагогов: «совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка» и «применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием».

По статистике общероссийского профсоюза образования за 2017 год, при обращении учителей выявили 52 669 нарушений в трудовых нормах, из них устранили 44 646 случаев. Только 42 человека восстановили на работу.

Если учителей увольняют по инициативе работодателя, он может обратиться за помощью в профсоюз, правда, если сам в нём состоит. Процедура описана здесь. В теории всё понятно. На практике, как всегда, полно проблем. Вот несколько самых распространённых причин увольнения учителей.

1. Добровольно-принудительно увольнение (самый частый случай)

Если официально — это «расторжение трудового договора по инициативе работника или увольнение по собственному желанию» (ещё один вариант — по соглашению сторон). За этой, казалось бы, безобидной формулировкой кроются не самые приятные факты. Далеко не всегда такое увольнение происходит по доброй воле учителя.

Обычно всё выглядит так: директор вызывает к себе учителя и говорит ему, что «мы с вами не сработаемся» или «я создам такие условия, что вы работать здесь не будете». Учитель уходит «по собственному желанию».

Это самый тяжёлый случай для юристов: учитель потом всем говорит, что его заставили уволиться, жалуется в профсоюз. Но защитить и доказать через суд, что его насильно заставили написать заявление — почти нереально.

«Я хочу обратиться к учителям с призывом: не поддаваться на уговоры директора. Потому что, когда директор уговаривает написать заявление по собственному желанию, у него часто нет возможностей уволить человека. Это чисто психологическое давление, не надо на него поддаваться», — советует сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

Яркий пример увольнения «по соглашению сторон» произошёл в прошлом году с учителем школы № 1018 Александрой Шкуриной. Она работала на ЕГЭ экспертом, и у неё во время экзамена зазвонил телефон. После этого нарушения её заставили уволиться.

Директора и школьные юристы подтверждают, что увольнение по собственному желанию — самый распространённый случай. Ведь если увольнение происходит по инициативе работодателя, он должен соблюсти всю сложную процедуру, чтобы не заработать штраф и даже выплатить компенсацию (если дело дойдёт до суда).

Некоторые директора честно признаются, что увольнение «по собственному желанию» бывает не всегда по инициативе сотрудника. Например, по словам директора школы № 2095 «Покровский квартал» Ильи Новокрещенова, увольнение по соглашению сторон часто происходит из-за жалоб родителей или детей, которые невозможно обосновать. Но при этом они создают дискомфортную обстановку.

«У меня был опыт, когда после общения со мной человек писал заявление по собственному, — рассказывает директор школы № 2101 Дмитрий Модель. — У меня такой разговор был с учителем, который, по моему мнению, не мог хорошо выполнять свою работу. Этого достаточно для того, чтобы сотрудник принял правильное решение для себя и для школы тоже. Но угрозы — табу».

На вопрос о том, может ли руководитель школы создать нетерпимые условия для сотрудника (например, сократить до минимума учебную нагрузку и зарплату), чтобы заставить его уйти «по собственному», Дмитрий Модель отвечает: «Продвинутый коллектив, знающий трудовой кодекс, не даст уволить учителя по субъективным причинам».

Юрист Юрий Варламов придерживается другого мнения: «Сотрудники редко протестуют, потому что боятся потерять работу. Исключение — только какие-то уникальные школы со своими традициями и коллективом, как это было со школой Тубельского».

2. Неэффективный контракт — если поменялись условия или отказались что-то подписывать

Официально — «изменение организационно-технологических условий труда». По словам юриста, эту статью закона больше используют организации, в которых полностью меняют оборудование или режим работы. В школе ей тоже нашли «достойное применение»: она позволяет работодателю или изменить условия труда в одностороннем порядке, или, если учитель отказывается, уволить его.

Например, начисление зарплаты в зависимости от критериев эффективности, установленных правительством России. В некоторых регионах эту систему ввели насильно. Проблема в том, что эффективный контракт — понятие не из трудового кодекса, а рекомендательная норма. Но если учитель не подписывает этот документ, то его могут уволить.

В одной из школ Московской области всех работников перевели на эффективный контракт. Две учительницы отказались его подписать, в итоге их уволили. В районном суде они проиграли, зато Московский областной суд восстановил их на работе.

Всеволод Луховицкий рассказывает, что из-за изменения организационно-технологических условий труда директор должен предложить сотруднику другую работу.

«У нас были случаи, когда учителю предлагали работу воспитателем в детском доме, сторожем, даже посудомойкой. Понятно, что это смешно, но тем не менее это обязанность работодателя.

Если работник скажет, что ни одна из этих должностей ему не подходит, тогда директор может спокойно его уволить».

3. Когда учитель не прошёл аттестацию

Официально — «несоответствие работника занимаемой должности», которое определяется по итогам аттестации. Аттестацию проходят педагоги, у которых нет первой или высшей категории. Проводится такая процедура по критериям Министерства просвещения в самой школе.

Работодатель организует аттестационную комиссию, в которую в том числе входит представитель профсоюза. Директор даёт свою характеристику учителю, после этого учителю нужно убедить всю комиссию в том, что он высококвалифицированный работник.

Сделать это при плохом отзыве работодателя — почти невозможно.

В целом уволить педагога, если есть претензии к его работе, — непростая задача, считает директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов.

По его мнению, законодательно педагоги хорошо защищены: «В советское время, когда трудоустройство граждан было обязанностью не самих граждан, а государства, такая защита была оправдана.

Но сегодня это приводит к инфантилизму. Причём закон защищает плохого педагога».

Илья Новокрещенов считает, что нужно организовывать автоматическую систему аттестации учителя по динамике достижений его учеников. При этом нужно учитывать все достижения ребёнка: успехи в кружках, волонтёрство, социальные проекты. Это самый объективный способ оценить качество работы учителя. Именно по этому пути развивается система аттестации в Москве.

4. Нарушение дисциплины. Например, опоздание на урок

Официально — «увольнение в результате грубого нарушения трудовой дисциплины или неоднократного нарушения трудовой дисциплины». То есть уже после двух выговоров учителя можно уволить.

Дисциплинарными нарушениями считаются, например, опоздания на урок, даже на три минуты

Допустим, учитель из одного кабинета на первом этаже поднимается на четвёртый за маленькую перемену, его останавливают дети, коллеги, он пришёл через три минуты после начала урока, а перед дверью стоит завуч с рапортом, что учитель прогулял урок. Всеволод Луховицкий рассказывает, что однажды даже увольняли учителей за то, что они поздно заполнили электронный журнал или вбили неверное количество часов.

Про образование много пишет не только «Мел», но ещё «Вести образования». Это сообщество экспертов в сфере образования, которые рассказывают про авторские школы (на примере школы Тубельского), разбираются в новых полномочиях Рособрнадзора и рассуждают о том, существует ли «старость» в образовании.

«Когда идёт речь об увольнении за нарушение дисциплины, здесь у педагога достаточно способов защитить себя, — считает Всеволод Луховицкий. — Оформлять такие нарушения долго.

Директор должен составить о нарушении акт, учитель — написать своё объяснение.

Это объяснение должна рассмотреть комиссия, которую создаёт директор, а в её составе быть представитель профсоюза для защиты интересов учителя».

5. Грубое обращение с детьми или нарушение устава школы

Как правило, в случае «грубого обращения с детьми» большую роль играют родители, которые пишут жалобы на педагога. «Если поступает жалоба на действия учителя, создаётся комиссия, которая разбирается в том, что произошло. Опрашиваются педагог, его коллеги и дети в присутствии родителей. Если ситуация подтверждается, учителя могут уволить», — объясняет юрист Юрий Варламов.

Другой пример — нарушение устава образовательной организации, то есть школы. Правда, иногда в уставах пишут необычные требования. Например, запрет на публичные высказывания и критику в адрес школы. Суды в таких случаях чаще встают на сторону работодателя.

Учителя из Санкт-Петербурга Марину Балуеву могли уволить по этой статье, так как она публично критиковала новую систему оплаты труда учителей. Прадав, номер школы не называла. Тем не менее, её всё равно уволили — уже по дисциплинарной статье. Официальная причина — незаполнение бумажного журнала, так как по новым правилам заполнение электронного журнала автоматически отменяет бумажный.

Марина подала заявление в суд на руководство школы.

«В суде ответчик предъявил протокол собрания, где принималось решение о „поэтапном переходе“ на электронный журнал, где я якобы была, — рассказывает учитель.

— К протоколу приложен „список присутствовавших“, написанный одной рукой. Районный суд за два заседания отказал мне в иске. Но мотивировочной части решения нет. Буду подавать апелляцию».

6. Аморальный проступок

Увольнение профсоюзных активистов — тоже распространённая проблема. Для руководства школы такие люди оказываются очень неудобными, поэтому от них стараются избавиться, используя разные статьи трудового кодекса — скажем, дисциплинарные, как это было в случае с Мариной Балуевой, а чаще — за аморальный проступок.

«Сегодня учителя можно засудить за „аморальный поступок“ за что угодно, даже за какие-то события его частной жизни, — говорит Всеволод Луховицкий. — Понятие „аморальное поведение“ нигде не конкретизировано, любого неугодного учителя можно уволить с такой формулировкой. Последнее время это становится тенденцией».

При увольнении по этой статье учитель даже не может обратиться в профсоюз за защитой. Организуют комиссию по расследованию, но её состав и процедура создания никакими нормативными актами не регламентированы.

За аморальный проступок, по сути, уволили и учительницу из Омска Викторию Попову. Родители учеников обнаружили в соцсетях ее фотографии в купальнике (всё прилично!) и возмутились. Другие учителя запустили в поддержку флешмоб #учителятожелюди. В итоге всё закончилось хорошо, и Виктория вернулась на работу.

Другой пример. Светлана Колядова — учитель географии с 37-летним педагогическим стажем, которую уволили из школы № 125 за «аморальный проступок, несовместимый с педагогической деятельностью». Коллеги обвинили Колядову в том, что она при учениках подняла блузку.

«Я прочитала трудовой кодекс и узнала, что учитель имеет право на приём пищи и отдых, — рассказывает Светлана. — Я попросила администрацию школы изменить график работы учителей. На мои претензии директор ответила, что учителю, который занят делом, некогда читать кодекс».

Светлана была уверена, что сможет доказать жёсткие порядки в школе. Но в районном суде дело проиграла, а когда вернулась на работу — ей сократили нагрузку до девяти часов в неделю (это полставки). «Меня обвинили в том, что я задирала блузку на уроке.

Но в моём возрасте вообще тяжело что-либо высоко задирать», — говорит Колядова.

Светлану Колядову уволили летом 2017 года за аморальный проступок. Она подала иск в другой суд, и 31 января 2018 года её восстановили на работе. Причем по решению суда выплатили компенсацию — 100 000 рублей за снижение нагрузки плюс 350 000 рублей — за моральный ущерб и полгода без работы.

Что делать, если вы учитель и вас решили уволить

Если вам кажется, что администрация хочет вас уволить без причины, а вы хотите продолжать работать в этой школе, запомните несколько правил:

  • разговаривайте с директором только в присутствии коллег;
  • записывайте все разговоры на диктофон (вы имеете на это право);
  • не верьте угрозам и обещаниям — доверяйте только правильно оформленным документам и будьте максимально аккуратны с бумагами;
  • не соглашайтесь на увольнение по собственному желанию;
  • попробуйте найти коллег, которые были в похожей ситуации, проконсультируйтесь с ними;
  • ищите поддержки у родителей ваших учеников;
  • не торопитесь подписывать какие-либо бумаги — вы имеете право взять их домой, чтобы посоветоваться со своим адвокатом (обычно эта формулировка производит на директора сильное впечатление);
  • если в вашей школе нет профсоюзной организации или она бездействует, создайте её сами.

Источник: https://mel.fm/uchitelya/952831-dismissal_teacher

За что можно уволить учителя школы и как противостоять несправедливому лишению работы

Дополнительными основаниями для увольнения учителя сош является

Найм Труда > Увольнение > За что можно уволить учителя школы и как он может защитить свои права

Когда учитель работает в частной или государственной организации, он это делает на основании трудового договора, который был заключен в соответствии с требованиями законодательства. За что можно уволить учителя школы, указано в соответствующих положениях трудового законодательства.

Законодательство об увольнении учителя

Ситуации, в которых речь идёт об увольнении, зафиксированы в статье 77 Трудового Кодекса РФ. Её положения, в частности, действительны по отношению к тем, чья профессия — быть учителем. Однако работа с детьми — дело сложное и ответственное и в процессе образовательной деятельности часто возникают сложные ситуации, в которых необходимо правильно разобраться.

Иногда родители недовольны тем, как поступает учитель, и пишут жалобы на него. Важно знать, может ли это стать причиной прекращения трудового договора с педагогическим работником. Для того, чтобы в этом разобраться, надо принять во внимание, что ТК РФ в статье 336 предусматривает дополнительные основания для увольнения педагогических работников.

Если на учителя поступила жалоба, то прежде всего необходимо разобраться в том, есть ли для неё объективные основания. Если она соответствует действительности, то это может стать причиной прекращения действия трудового договора. Если жалоба не подтвердилась, то это не должно влиять на работу учителя.

В статьях 192 и 193 ТК РФ указано, что следует понимать под дисциплинарными нарушениями, за которыми может последовать увольнение.

При выявлении нарушения может быть произведено внутреннее расследование для того, чтобы убедиться в том, что это подтверждено фактами. Основанием для такого разбирательства может быть поданная на педагога жалоба. Первым шагом в расследовании является требование руководителя учителю предоставить объяснение произошедшему.

Важно учитывать, что если нарушена процедура рассмотрения дисциплинарного взыскания, то это означает, что произошедшее нарушение теряет юридическую силу в качестве основания для наказания.

Увольнение возможно только в случае, если нарушение обоснованно квалифицировано в качестве грубого. Если это не так, то применяются более мягкие дисциплинарные меры, например, выговор или замечание.

Надо понимать, что дисциплинарные меры могут проводиться только в тех случаях, когда произошло конкретное и доказанное нарушение, разбирательство по которому было оформлено надлежащим образом.

Надо, что наказание было соразмерно степени тяжести совершенного нарушения. При этом должны быть учтены конкретные обстоятельства произошедшего.

Если от учителя требовали то, что он не был обязан делать, что не было предусмотрено уставом, трудовым договором и другими нормативными документами, то это не может рассматриваться в качестве дисциплинарного проступка.

В статье 77 приведены основания для расторжения трудового договора. Они могут быть следующими:

  • по желанию сотрудника;
  • на основе соглашения, заключенного сторонами;
  • по инициативе, проявленной работодателем.

В последнем случае необходимо предъявить учителю нарушение статьи 81 ТК РФ.

Добровольно-принудительно увольнение

Учитель, если не хочет продолжать работу в школе, имеет право уволиться по своей инициативе. Такая процедура подробно описана в трудовом законодательстве. Однако эта формулировка может скрывать за собой другие причины ухода педагога с занимаемой должности.

На практике при работе в любом коллективе важно, чтобы все сотрудники соответствовали негласным нормам. Которые сложились в этом учреждении. В своём большинстве они не носят формального характера, однако рассматриваются в качестве важных требований к работе сотрудников.

Если педагог не соответствует неписанным правилам, рано или поздно его вызывает директор и скажет о том, что они не сработаются. При этом обычно работнику предоставляют выбор из двух возможностей: или он увольняется сам, или ему будет создана невыносимая обстановка и в итоге он будет уволен по статье.

Если сотрудник не согласен со сказанным и остался работать дальше, то его любимая работа на самом деле может проходить дальше в невыносимых условиях.

Если же он написал заявление об увольнении по собственному желанию, то после произошедшего он не может пожаловаться в профсоюз или обратиться за защитой своих прав в суд. Везде ему скажут, что на самом деле его к увольнению никто не принуждал.

Доказать он ничего не сможет. Ведь соответствующий разговор с начальником происходил без свидетелей, а других фактов в его распоряжении нет.

Нужно заметить, что часто разного рода неформальные требования к сотрудникам не являются справедливыми. Например, известен случай, когда педагога вынудили уволиться за то, что у него во время экзамена зазвенел телефон.

Далеко не всегда за такими угрозами учителю стоит реальная угроза увольнения и далеко не во всех случаях педагог попадает из-за отказа в сложную ситуацию.

Обычно такого рода разговоры происходят из-за того, что просто начальник хочет, но по закону не имеет возможности уволить сотрудника. Ведь для увольнения по инициативе работодателя необходимо в точности соблюсти предписанную законом процедуру.

Важно заметить, что ситуация часто бывает не такой однозначной, как описано выше. Например, учитель может просто не уметь работать с детьми оттого, что у него нет ни профессиональных качеств для этого ни способностей к такой деятельности.

В этом случае разговор директора о том, что эта профессия ему не подходит, не является неправильным. Однако при этом применение угроз недопустимо.

Речь идёт только о том, чтобы сотрудник объективно оценил свои возможности и склонности и добровольно сделал из этого выводы.

Когда начальник угрожает созданием для учителя тяжёлых условий, то нужно принимать также в расчет отношения, сложившиеся среди учителей. Если этот коллектив зрелый и профессиональный, то он не даст воли субъективным наклонностям начальника, для которых нет справедливых оснований. Однако так бывает не во всех случаях.

Чтобы принять правильное решение в этой непростой ситуации педагог должен принять во внимание все относящиеся к делу обстоятельства.

Изменение условий контракта

Когда меняются условия работы (организационные или технологические), руководство имеет право в одностороннем порядке поменять ряд условий ранее заключенного трудового договора.

Не допускается производить только те изменения, которые меняют трудовую функцию работника.

Например, это правило может быть использовано руководителем, для того, чтобы педагог подписал документы, налагающие на него дополнительные обязанности.

В качестве примера можно упомянуть правила оценки эффективности труда педагогических работников.

Сотрудник вправе отказаться от работы в новых условиях. Однако работодатель обязан предложить ему другое рабочее место среди тех, которые есть в организации. Это не обязательно должна быть работа по специальности. Иногда это может выражаться в возможности работы посудомойкой или уборщиком.

О том, что планируется реорганизация, сотрудника должны письменно предупредить за два месяца до ее проведения.

Если сотрудник отказался от предлагаемых вакансий, его увольняют.

Произведенные изменения не могут ухудшать положение педагога по сравнению с правилами, предусмотренными коллективным договором.

Учитель не прошел аттестацию

Работа с детьми требует наличия определенного уровня профессиональной подготовки. Для того, чтобы осуществить проверку квалификации учителя, предусмотрено проведение его аттестации.

Он может пройти её успешно и тогда он по-прежнему продолжит работать на своей должности. Однако иногда педагог не может подтвердить свой профессиональный уровень и аттестацию пройти не может. Хотя это неприятная ситуация. Однако увольнение в этом случае не является обязательным.

Вопрос о его дальнейшей судьбе решает руководитель образовательного учреждения. В данном случае может быть применен один из следующих вариантов:

  • увольнение возможно, если так сочтет необходимым поступить начальник;
  • иногда применяется перевод на другую должность;
  • в некоторых ситуациях не прошедшего аттестацию отправляют на курсы для повышения квалификации для того, чтобы он мог исправить свои недочеты.

Учитель может не согласиться на предоставленные возможности продолжить работу в этом коллективе. В результате такого решения к нему будет применено увольнение.

Грубое обращение с детьми

При работе с детьми учитель действует не только убеждением или своим примером, но и вынужден применять наказания в допустимой мере. Однако иногда чувство меры может отказать педагогу, и он позволяет себе грубо обращаться со школьниками.

Далее указано, что может квалифицироваться в качестве таких поступков:

  1. Если педагог поднял руку на ученика и сделал это умышленно, то это недопустимая ситуация. Особенно плохо, когда следствием этого стали травмы ребёнка.
  2. Насилие может быть не только физическим, но и психическим. Систематическое преследование и унижение школьников, постоянные угрозы и оскорбление достоинства учеников и учениц являются проявлением грубости по отношению к детям.
  3. Иногда насилие может происходить в скрытой форме. Одним из таких случаев является предъявление к ученику явно завышенных и необоснованных требований. Часто при этом происходит систематическая критика, для которой не имеется реальных оснований.

Возможны также другие действия или слова, которые можно рассматривать как проявление грубого обращения к детям.

Рассматриваемые здесь действия педагога могут обоснованно рассматриваться в качестве дисциплинарных нарушений.

Однако нужно учитывать, что хотя физическое или психологическое насилие по отношение к детям — это отвратительно, тем не менее, меры дисциплинарного воздействия не должны применяться в тех случаях, если это произошло случайным образом или в связи с неосторожностью.

Однако окончательные выводы в связи с этим могут быть произведены после объективного служебного разбирательства.

Данное поведение при определённых обстоятельствах может стать основанием для увольнения по решению суда. Однако в этом случае для его обоснования должны быть предприняты следственные действия и представлены соответствующие доказательства.

Если процедура рассмотрения была каким-либо образом нарушена, учитель имеет право оспорить увольнение в районном суде. Если он выиграет дело, будет восстановлен в прежней должности и получит денежную компенсацию, за время, которое он не работал.

Аморальный проступок

Точное определение того, что представляет собой аморальный поступок учителя, в законодательстве отсутствует. Поэтому определение факта его совершения является в значительной степени субъективным. Тем не менее такое обвинение может служить основанием для увольнения.

Увольнение по данной статье очень сложно оспорить. Даже в случае, если будет организована комиссия, которая будет заниматься проверкой. Её состав и правила, которым она должна следовать при оценке ситуации нигде не регламентированы.

За что на самом деле увольняют учителей по статье «аморальное поведение», рассказывают в этом сюжете:

Что делать, если вы учитель и вас решили уволить

В этой ситуации рекомендуется следовать таким правилам:

  1. Общение с руководством в обязательном порядке должно происходить в присутствии свидетелей.
  2. Желательно фиксировать происходящие разговоры с помощью диктофона. На это по закону у учителя имеется право.
  3. Если следуют угрозы и обещания, учитывайте, что верить можно только в тех случаях, когда они подкреплены соответствующими документами.
  4. Надо внимательно относиться к документальному обеспечению своей деятельности.
  5. Необходимо постараться получить поддержку у других учителей, а также у родителей учеников.
  6. Если от педагога требуют подписать документы, то нельзя делать этого необдуманно. Рекомендуется посоветоваться по этому вопросу с профессиональным юристом.

В рассматриваемой ситуации может помочь профсоюзная организация. Если в школе её нет, возможно самому стать инициатором её создания.

Нарушение положений устава

При работе в образовательной организации сотрудники обязаны выполнять требования устава. Их нарушение может стать основанием для увольнения по статье 336 ТК РФ.

Источник: https://naimtruda.com/uvolnenie/za-chto-mozhno-uvolit-uchitelya-shkoly.html

Можно ли уволить учителя и на каких основаниях? Причины увольнения учителя

Дополнительными основаниями для увольнения учителя сош является

Нередко родители детей пишут жалобы на учителей в вышестоящие инстанции. Чтобы удостовериться в описанном факте нарушения, необходимо провести тщательную служебную проверку.

Можно ли уволить учителя за жалобы родителей? Но есть и другие основания, которые, при определенных обстоятельствах и выполнении ряда условий, могут стать основанием для увольнения учителя (ст.

336 ТК РФ):

  • нарушение устава образовательного учреждения;
  • применение насильственных действий к учащимся;
  • достижение педагогом определенного возраста;
  • неизбрание педагога на должность по конкурсу.

Рассмотрим каждое нарушение отдельно.

Применение учителем к учащимся насильственных действий

В данном случае насильственными действиями учителя по отношению к ученикам, нужно считать:

  • Преднамеренное нанесение телесных травм и повреждений. Такие действия педагога должны вызвать необходимость обращения за помощью как врача, так и психолога.
  • Систематическое психическое насилие в форме угроз, оскорблений, унижения достоинства ребенка.
  • Систематическое предъявление к ребенку завышенных требований, необоснованной критики.
  • Других действий, которые могут привести к нарушению психологического и психического здоровья ребенка.

Данное нарушение также является дисциплинарным, и увольнение является следствием совершения педагогом противоправных действий.

Причиной увольнения не может быть применение таких действий по неосторожности или случайно. Увольнение по этому основанию может быть применено к учителю также и по решению суда.

Суд выносит свое решение после проведения следственных действий, и наличия доказательств вины педагога.

Если процедура увольнения не будет соблюдена, учитель имеет право подать иск в районный суд по месту своего жительства, согласно ст. 24 ГПК РФ. Суть иска — восстановление на рабочем месте и оплата вынужденного прогула. Иск можно подать в течение трех месяцев после увольнения.

Достижение учителем определенного возраста

Достижение пенсионного возраста еще не является основанием для расторжения трудового договора с педагогом. Но это основание применимо к руководителям образовательных учреждений.

По достижении ими 65-летнего возраста эти работники могут быть переведены на другое рабочее место, которое соответствует их квалификации и опыту работы.

Но перевод не может быть осуществлен без письменного согласия руководителя.

Если такой должности нет, то договор с педагогическим работником прекращается. Уточняйте законодательство РФ на текущий момент, это положение может быть изменено.

Педагога не избрали на конкурсную должность

Это основание также применяется к директорам школ и их заместителям. Если директор школы не был выбран на эту должность или сам отказался участвовать в конкурсе, трудовой договор с ним прекращается.

Другие снования увольнения учителя

В ст. 77 ТК РФ приведены общие основания для прекращения трудового договора с любым работником, в том числе и с учителем. Это:

  • инициатива самого работника;
  • соглашение обеих сторон;
  • инициатива работодателя.

Уволить учителя по последнему основанию довольно сложно, только при наличии следующих причин, которые перечислены в ст. 81 ТК РФ:

  • прогул;
  • сокращение численности штата школы или должностей;
  • ликвидация школы или ее реорганизация;
  • несоответствие занимаемой должности. Несоответствие может быть установлено только по итогам аттестации. В ст. 49 Федерального Закона от 29. 12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» сказано, что аттестация проводится для подтверждения квалификации педработника. Но руководитель образовательного учреждения не обязан увольнять учителя. Он может направить его на курсы повышения квалификации, либо перевести на иную должность. Если учителя не устраивает ни один из вариантов, то трудовой договор с ним расторгается на основании п. 3 ст. 81 ТК РФ;
  • появление учителя на рабочем месте в состоянии алкогольного или другого вида опьянения. Этот факт должен быть зафиксирован медиком. Директор школы имеет право применить к учителю такой вид дисциплинарного взыскания как увольнение;
  • совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
  • совершения хищения на рабочем месте. Вина учителя должна быть доказана в судебном порядке. Поэтому директор должен вызвать сотрудников полиции. После проведения следственных мероприятий, дело будет передано в суд. Если суд докажет вину учителя, директор увольняет последнего в течение месяца после вынесения решения.

Советы учителю

В школах встречаются не только неадекватные ученики, но и неадекватные родители, которые постоянно пишут жалобы на педагога в вышестоящие инстанции. Чтобы не стать жертвой незаконного увольнения, учитель должен:

  • корректно вести себя как с учениками, так и с их родителями;
  • не допускать обсуждения личности ученика среди других детей или их родителей;
  • при возникновении проблем у ребенка провести беседу с его родителями;
  • если в классе разгорается конфликт ученика и учителя, то поведение учителя не должно выходить за рамки. То есть он не должен допустить применения к нему оснований по применению насильственных действий.

Если дело дойдет до судебного разбирательства, учитель, также как и родитель, должны представить суду доказательства совершения или несовершения педагогом виновных действий.

Это могут быть показания других учителей, показания учеников и их родителей, сотрудников школы. Можно также представить суду записи с диктофона или камеры телефона.

Особенную роль для учителя играет характеристика учителя с места работы, награды.

Об авторе: Елена Михайлова, юрист.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/kadry/6291_kak_i_za_chto_uvolit_uchitelya

Увольнение педагогических работников

Дополнительными основаниями для увольнения учителя сош является

Сайт журнала «Учет в образовании»Электронный журнал «Учет в образовании»

Общие основания

На педагога, как и на любого работника, распространяются общие основания прекращения трудового договора, предусмотренные в статье 77 Трудового кодекса РФ. К ним, в частности, относятся:

Дополнительные причины увольнения педагогов

При этом увольнение педагогических работников средних специальных учебных заведений и образовательных учреждений высшего профессионального образования по инициативе администрации, связанное с сокращением штата, допускается только после окончания учебного года.

Это закреплено в пункте 56 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543.

А также пунктом 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), которое утверждено постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71.

Помимо общих оснований расторжения трудового договора статья 336 Трудового кодекса РФ в отношении педагогов устанавливает дополнительные основания прекращения трудового договора.

Грубое нарушение устава

Пункт 1 статьи 336 Трудового кодекса РФ предусматривает такую причину увольнения, как повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения.

Уволить работника по данному основанию могут, если в течение года он не менее двух раз грубо нарушил устав. Причем за первое нарушение на него уже было наложено дисциплинарное взыскание по статье 192 Трудового кодекса РФ.

В данном случае срок в один год начинает исчисляться со дня совершения первого грубого нарушения устава.

Следует сказать, что законодательство не содержит такого понятия, как грубое нарушение устава. Поэтому то, что под этим подразумевается, целесообразно закрепить в уставе самого учреждения. Если же в уставе такого указания нет, то руководитель образовательного учреждения сам решает, является ли конкретное нарушение устава грубым или нет (с учетом обстоятельств дела).

Отметим, что такое увольнение педагогических работников, как указано в пункте 52 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2, является мерой дисциплинарного взыскания. Поэтому при увольнении по данному основанию нужно соблюсти все правила наложения дисциплинарного взыскания.

Пунктом 2 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником устава учреждения. Оно может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. При этом копия жалобы должна быть передана педагогу.

Таким образом, при увольнении по пункту 1 статьи 336 Трудового кодекса РФ при наличии жалобы на сотрудника работодатель обязан провести дисциплинарное расследование, чтобы определить наличие вины работника в нарушении устава.

Факт грубого нарушения устава образовательного учреждения следует документально подтвердить, например, докладными и объяснительными записками, жалобами, актами, показаниями свидетелей.

При этом до увольнения педагога работодатель должен затребовать от него письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работник не предоставит, составляется соответствующий акт.

Так что непредставление педагогом объяснения не является препятствием для его увольнения.

Приказ (распоряжение) работодателя об увольнении дается для ознакомления сотруднику под роспись в течение трех рабочих дней с даты издания, не считая времени отсутствия работника в учреждении. Если он отказывается ознакомиться с приказом (распоряжением), об этом составляется соответствующий акт.

Применение запрещенных методов воспитания

Пункт 2 статьи 336 Трудового кодекса РФ предусматривает такую причину увольнения педагогических работников, как применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Увольнение работника по данному основанию возможно в двух случаях.

  1. Применение методов физического насилия. Например, побои, телесные повреждения, истязания, лишение или ограничение свободы. В качестве доказательств таких действий педагогов могут быть кровоподтеки, синяки, ссадины у ребенка.
  2. Применение методов воспитания, связанных с психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника. Оно может быть выражено в оскорблении, унижении достоинства, угрозе, грубом, пренебрежительном обращении с детьми.

Факты применения физического и психического насилия в данном случае могут быть подтверждены медицинскими заключениями, показаниями свидетелей, заключением психолога.

Перед увольнением сотрудника работодателю целесообразно затребовать от него письменное объяснение, при наличии жалоб – провести дисциплинарное расследование, поскольку применение насилия педагогическим работником образовательного учреждения является нарушением норм профессионального поведения. По результатам расследования работодатель оценивает применяемые педагогом методы, на основании чего принимает решение об увольнении работника.

Согласно статье 81 Трудового кодекса РФ, нельзя уволить работника в период его временной нетрудоспособности и во время отпуска.

Правомерностью увольнения по данному основанию может являться и приговор суда по уголовному делу в отношении работника по фактам насилия.

Достижение предельного возраста

Также может стать причиной увольнения достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности (п. 3 ст. 336 Трудового кодекса РФ).

Так, в соответствии со статьей 332 Трудового кодекса РФ в государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

Таким образом, до увольнения по пункту 3 статьи 336 Трудового кодекса РФ работодатель должен предложить работнику иные вакантные должности, и только после его отказа от них либо их отсутствия он вправе уволить педагога по данному основанию.

Конкретные сроки, в которые работнику должны быть предложены другие должности, не установлены. Но представляется, что работодатель может предупредить его о предстоящем увольнении и предложить другую должность в письменной форме не позднее, чем за два месяца до наступления предельного возраста сотрудника.

При увольнении по данному основанию необходимо учесть, что по представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста 70 лет. А ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста 70 лет.

Если педагог не избран по конкурсу

Пункт 4 статьи 336 Трудового кодекса РФ предусматривает такое основание увольнения, как неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу.

Согласно статье 332 Трудового кодекса РФ, заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

При этом данные трудовые договоры могут заключаться как на неопределенный срок, так и на период, определенный сторонами трудового договора.

Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой сотрудником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

Если сотрудник, занимающий должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается.

Таким образом, увольнение по пункту 4 статьи 336 Трудового кодекса РФ возможно только в отношении научно-педагогических работников вузов.

Конкурсный отбор на занятие должности научно-педагогического работника объявляется ректором (проректором, руководителем филиала) вуза в периодической печати или других средствах массовой информации не менее чем за два месяца до его проведения. Это закреплено пунктом 3 Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ, утвержденного приказом Минобразования России от 26 ноября 2002 г. № 4114.

Поэтому работника, с которым может быть прекращен трудовой договор по пункту 4 статьи 336 Трудового кодекса РФ, рекомендуется уведомить о предстоящем конкурсе и возможном увольнении.

Расчет с работником

Как указано в статье 84.1 Трудового кодекса РФ, в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет. По письменному заявлению сотрудника ему также обязаны выдать заверенные надлежащим образом копии документов, связанные с работой.

Запись в трудовую книжку об основании и причине прекращения трудового договора необходимо сделать в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса РФ и со ссылкой на его соответствующую статью, часть статьи, пункт.

Источник: https://www.glavbukh.ru/art/58184-uvolnenie-pedagogicheskih-rabotnikov

Дополнительные основания увольнения педагогических работников

Дополнительными основаниями для увольнения учителя сош является

В нашей стране признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. В Трудовом кодексе Российской Федерации особенностям труда педагогических работников посвящена отдельная глава.

Особый статус педагогических работников устанавливает не только особые требования к лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, дополнительные меры социальной поддержки для педагогов, но и дополнительные основания увольнения педагогических работников, отстранения от работы.

Дополнительные основания увольнения педагогических работников:

  1. Повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.
  2. Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.
  3. Достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности.

Повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность

В соответствии с п. 1 ст. 336 ТК РФ основанием прекращения трудового договора с педагогическим работником является повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В уставе может быть прямо предусмотрен перечень грубых его нарушений.

Если перечень отсутствует, грубым нарушением устава могут быть признаны систематическое неисполнение (или ненадлежащее исполнение) педагогическим работником обязанностей, предусмотренных уставом, а также нарушение положений устава, запрещающих педагогическому работнику совершение определенных действий.

Однако в случае обращения работника в суд с иском о восстановлении на работе работодателю потребуется обосновать свою субъективную оценку двух нарушений устава в качестве грубых. Поэтому перечень грубых нарушений желательно все-таки в уставе предусмотреть.

Например, в уставе целесообразно предусмотреть то, что педагогу запрещается удалять с занятий обучающегося, в случае если он не имеет при себе сменной обуви или не выполнил домашнее задание. Данные ситуации являются распространенными в образовательных организациях, что фактически лишает обучающихся права на получение образования и должно расцениваться как грубый проступок.

Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника

В силу п. 2 ст. 336 ТК РФ трудовой договор с педагогическим работником прекращается в случае применения им, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Физическое насилие выражается в непосредственном воздействии на организм обучающегося: нанесение побоев, телесных повреждений, истязание различными способами (в том числе с применением каких-либо предметов или веществ). В результате физического насилия обучающемуся могут быть причинены мучения, нанесен вред здоровью.

Психическое насилие — это такое воздействие на обучающегося, которое причиняет ему душевное страдание, в частности может понижать его нравственный (духовный), социальный статус.

Психическое насилие заключается в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз (в частности, угроз физической расправы), чтобы сломить волю к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.

Психическое насилие может привести к нервному или даже психическому заболеванию, а также к формированию у обучающегося патологических черт характера, может затормозить развитие личности и повлечь формирование отрицательных (аморальных) черт.

Формами психического насилия являются:

  • угрозы (запугивание) в адрес обучающегося;
  • преднамеренная изоляция обучающегося;
  • предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
  • оскорбление и унижение достоинства;
  • систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
  • постоянная негативная характеристика обучающегося;
  • демонстративное негативное отношение к обучающемуся;
  • демонстративное выставление оценки, которую учащийся не заслужил; очевидное занижение оценки;
  • настраивание коллектива против ребенка; создание в классе (учебной группе) конфликтующих групп; склонение ребенка к тайному информированию педагога о событиях, происходящих в классе (группе);
  • принуждение ребенка жить по аморальным нормам.

Источник: https://prava-rabotnika.ru/dopolnitelnye-osnovaniya-uvolneniya-pedagogicheskix-rabotnikov.html

Адвокат Анисимов
Добавить комментарий